Секрет гонения на гусли

Каждый исследователь, изучающий историю православия на Руси, останавливается перед необъяснимым феноменом. Резко негативному отношению к такому казалось бы безобидному муз инструменту как #гусли. Так еще проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки. В требнике 16 века среди вопросов на  исповеди есть такие: не пел ли еси песней петровских, не играл ли в гусли. А йегумен Панфил ругал псковичей за то, что во время Купальной ночи они в бубны играли и гудели сопением струнным. Исторические документы свидетельствуют,  что во времена Алексея Михайловича Романова, гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему?


Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос… Но начнем с того, что еще в 1903 году, в индийском городе Бомбее, вышла в свет книга выдающегося индийского ученого и общественного деятеля Тилака "Арктическая родина в Ведах». Посвятив всю свою жизнь изучению культуры родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рожденные в долинах предков индийцев и иранцев. 

И вот суммировав те странные данные, которые были в Ригведе, Махабхарате и Упанишадах и в Иранской Авесте, Тилак пришел  к выводу, что эти тексты создавались на Севере Европы, где то около полярного круга. Именно здесь находилась прародина индо-иранцев или как они себя называли Ариев, часть которых 4-5 тыс лет ушла на территорию Индии и Ирана. Книга была переведена на все европейские языки и была переведена на русский только  в 2000 году Натальей Романовной Гусевой и вышла в свет в Москве в 2001 году. 

В середине 50х годов ХХ века выдающийся санскритолог Рахуло Санскритьяна описал эти передвижения в своей книге от «Волги до Ганга» и ввел в научный оборот научный термин - индо-славы. В 1964 году профессор Дурга Прасат Шастри писал - если бы меня спросили какие два языка мира более всего похожи друг на друга , я ответил бы без всяких колебаний это русский и санскрит.

Т.о. древние ведические обряды и ритуалы, священные действия, имеют непосредственное отношение к северо-руской народной традиции, исследователи которой неоднократно отмечали, что для нее характерна консервация рудиментов архаичнейших явлений порой не находящих отражения даже в ведической традиции.

Общеизвестно то огромное значение, которое предавалось в ведической мифологии водоплавающей птице = гусю, лебедю, утке. Она символизировала - Небо, Свет, Огонь, Солнце, а также воплощение Творца и Вселенной. Так в санскрите гусь, лебедь, душа, познавшая высшую истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный ритм, музыка Вселенной.  Но и в руской народной традиции образы водоплавающих птиц, играют исключительную роль. Зачастую именно лебедь/утка, маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста. Примером может служить предсвадебная песня записанная в архангельской губернии:

Вы где гуси были?
Вы где ночевали?
Где спали побывали?
Мы спали у княгини
Побывали у первобрачной
Что княгиня делает?
Во гусли играет, дары снаряжает

В гусли гудели и здесь стоит вспомнить что и северо-руских диалектах и в санскрите ГУ значит звучать «ни ГУКА» то есть не звука, «ни ГУНА» то есть ни прозвучать. Но кроме этого термин ГУ в санскрите значит еще и идти, двигаться. вспомним руское слово - ГУлять. ГУляем праздник и ГУляем свадьбу, то есть и звучим и двигаемся.

Самое главное - в древних ведических текстах говорится что сотворение Вселенной происходило следующим образом: По мысли и Слову которое является озвученной мыслью Творца, появилось некое огромное яйцо, вечное как семя всех существ. В нем подлинным Светом был вечный Брахмо , чудесный, непредставимый, вездесущий, тот кто есть скрытая причина реального и нереального. Не БархмА, а БрахмО, как соединение мужского и женского начала, то есть нечто среднее - ноль. И у него было только одно свойство - это ЗВУК. Именно этот Сверхсветлый Свет создал пространство и произвел основу личности, которая, по своей сути Небесна. Это название фона наших русских икон - золотой фон именно так  и называется - Сверхсветлый Свет. 

Брахмо, названный Эфиром и утверждается - Эфир высший из элементов. У него есть только одно свойство и называется оно Звуком. Эфир, пораждает 7 звуков и аккорд. Звуки эфира порождают #движение или ветер. Образуется уже два свойства - Звук и Касание. То есть энерция. В результате сокращения скорости Сверх Света или Эфира, в следствии касания или энерции появляется Видимый Свет, состоящий из 7 цветов спектра, который коррелируются с 7 первозвуками. Т.о. свойствами Света получаются - Звучание, касание и образ. Собственным свойством видимого Света является #образ. Все что мы видим в естественном воплощенном мире. Рожденный из звука и движения именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к верхнему миру Божественному  - миру Прави, и как образ к миру проявленному - Яви.

В поучении против язычества 12-13 века Слово о тваре и дни рекомом Неделе, говорится что руские Язычники, поклоняются в первый день семидневной недели воскресенье, не солнцу, утверждая что солнце только вещественное воплощение Света, а Белому свету, то есть свету Вселенскому. Как писал Борис Александрович Рыбаков, этот Свет не имеющий видимого источника, не осязаемый и не исповедимый, как эманация божества творящего мир, был предметом поклонения средневековых язычников.

В священных текстах Упанишад, говорится что Вселенский Свет, это златоцветная птица, обитающая в Сердце и Солнце. Ярок гусь великий блеском - его мы чтим в этом огне. Огонь называют белой птицей, несущей свет. Говорится что гусем он пребывает в блеске. На санскрите огонь - очищающий, очищение, звучит как #Павана, а павака - чистый яркий огонь, кроме того Паван это свежий ветер, В северно-руских обрядовых песнях носит название - пава, паванька, павана:

Что на тихой на тишине,
Да на тихой лебединою,
Что там не паванька плавала,
Там не пава перья ронила

т.о. ОГОНЬ И ХВАЛЕБНЫЙ ГИМН В САНСКРИТЕ ПРЯМО СООТНОСИТСЯ с северно-руским названием гуся-лебедя. Стоит вспомнить что древнесловянские ритуальные костры 6-7 веков ДО н.э., выглядели как фигуры пылающих лебедей, о чем свидетельствуют зольники, найденные археологами.

Зная о том, что в древнейшей традиции музыкальный лад, связанный с гусями- лебедями творит музыку космоса, Что игра на гуслях сравнима с тканьем мировой гармонии можно понять почему автор "Слова о полку Игреве" связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны гусель, по которым передвигаются пальцы вещего баяна, как по нитям основы уток, творят ткань эпической песни.

В Ригведе гимнотворчество поэтов ришей или раша - это процесс в котором высшее творческая сила слова (озвученная мысль) создает Космос, ткёт ткань реальности. А единства понятий «узор ткани» и «узор песни», ткать ткань и слагать песню, свидетельствует такой термин скнскрита, как простава, имеющий аналогию в северо-руском диалекте - простава, проставка - вышитая или заполенная узором полоса ткани, украшающая рубахи, передники, концы полотенец, набожников, скатерти, свадебные простыни, то есть сакрально означенные вещи. Санскритская простава - это священный текст, хвалебный гимн, так в гимне Ригведы поэто-певец просит помочь ему ткущему произведение, говорит о том, что все новую и новую нить ткут к небу и в океан озаренные поэты.

Внутри гимна термин простава имеет множество значений: огонь, солнце, взошедшее солнце, время после захода солнца, воздушное пространство, рождение тучи, дождь, ветер, лето, речь, кожа человека, любовный зов, три мира. Т.о. исполняя священный гимн, поэт певец и музыкант соединял в одном произведении все три мира, голосом, ритуальным пением, как утком ткётся из нитей-слов на нитях основы струн ткань Вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану.  Не случайно в ведических текстах говорится о трех нитях основы по которым двигается уток - гусь, свет, огонь, созидая вещественный мир. Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент, божественный инструмент.

Из древних текстов о гармонии: «Две юницы снуют основу на шесть колышков. Две снующих, одна другой протягивает пряжу и не рвут ее, не прерывают. Вот колышки - они основа небу стали гласы для тканья челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков по три с каждой стороны на которые натянуты три струны = нити-основы - гуны - это священные столбы о которых в гимне ригведы говорится: 

«Словно гуси выстроившихся рядами,
Прибыли к нам столбы одетые в светлое
Поднимаемые перед огнём поэтами
Боги вступают на путь Богов»

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука ГУ и движения ГУ создают третий компонент Видимый Свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный иллюзорный наш с вами мир. Они подпитывают Светом Космос, не давая Хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых еще называли #скоморохами, (скомрад - на санскрите означает вестник, посланец) о них говорили: «Идущие со Светом по Свету». И в той борьбе за духовную власть что шла на Руси тысячелетия, они остались непобеждёнными, коль скоро сохранилась гусельная традиция которая была найдена Ленинградской консерваторией в конце 20 века в псковской новгородской и кировской областях.

© Светлана Жарникова - Секрет гонения на гусли.
Благодарю за помощь в превращении слов из видео в текст - Мирошниченко Александру, г.Белгород.

---
Вспомни свои возможности! в СИЯН-Школе
Расписание ближайших тренингов здесь

В Дар - видеокурс Разумное Тело

Гусли